В  институте математики АН УССР М.А. Лаврентьев с сотрудниками  в 1944-1946 годах проводил эксперименты с кумулятивными зарядами, в которых были зафиксированы первые случаи  сварки взрывом. Но, только через десять лет  после этих экспериментов  появились необходимые предпосылки для создания способа сварки металлов с помощью энергии взрыва.

В 50-е годы прошлого века был достигнут существенный успех в использовании энергии взрыва для штамповки, упрочнения и прессования металлов. Это привело к поиску новых областей применения  энергии взрыва в металлообработке. Эти исследования наиболее интенсивно проводись в СССР и США. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века американские инженеры опубликовали первые сообщения о соединении металлических деталей с помощью энергии взрыва.

Вначале при штамповке взрывов получали соединения листов. Безусловно,  в этом случае осуществлялись нормальные  соударения шероховатых тел. Но, дальнейшие эксперименты показали, что данная схема оказалась неэффективной, и не стала использоваться на практике. В это же время инженеры американской  фирмы  «Дюпон Де Немур»  проводили исследования  косых соударений пластин, метаемых плоским зарядом ВВ. На базе исследований была разработана совершенная технология сварки взрывом, которая была запатентована и опубликована в 1964 году.

В 1961 году ученые Института гидродинамики СО АН СССР В.С. Седых, А.А. Дерибас, Е.И. Бигенков и Ю.А. Тришин создали «угловую схему» сварки взрывом. Такая сварка по виду вводимой энергии принадлежит к группе механических процессов соединения металлов.  При этой сварке химическая энергия превращения заряда взрывчатого вещества (ВВ) в газообразные продукты взрыва  модифицируется в механическую энергию их расширения, при этом одной из свариваемых частей сообщается большая скорость перемещения.

Кинетическая энергия соударения движущейся части с поверхностью неподвижной части расходуется на работу совокупной пластической деформации констатирующих слоев металла, способствующей образованию сварного соединения. Во время пластической деформации появляется тепло, которое вследствие  адиабатического  характера процесса может  из-за больших скоростей  разогреть металл в зоне соединения  до высоких температур.